Реальная история: Реформы Дэн Сяопина в Китае (социально-политический аспект)

Изучение особенностей развития социально-политической системы КНР является актуальным для понимания процессов происходящих в дружественных Республике Беларусь государствах, крупнейшим из которых является Китай.

Начатые в 1978 г. реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой арене. В настоящее время опыт китайских реформ вызывает интерес всего мирового сообщества.

В 1978 г. страна находилась в кризисной ситуации. В связи с этим руководство КНР приняло в 1979 г. ряд мер, направленных на исправление ситуации. В результате потребительские расходы за 1978 – 1980 гг. выросли на 16%. Важную роль сыграли мероприятия в рамках экономической реформы, в ходе которых наблюдался быстрый рост доходов в дереве и сокращение разрыва в уровне жизни между деревней и городом. С начала 80-х годов была развернута кампания по «планированию семьи», направленная на ограничение рождаемости путем жестких санкций. Позже, в ходе реформ 1992 – 1993 гг. оплата труда большей части работников была преобразована в сдельную. [7; 16-19]

Социальные преобразования 1978 – 2000 гг. в КНР были обусловлены, прежде всего, переориентацией макроэкономической политики с плановой (мобилизационной) на рыночную.

Начавшаяся с середины 1980-х реформа системы социального обеспечения разворачивалась по нескольким направлениям: сокращение прямых государственных дотаций; сокращение сферы карточного снабжения; создание системы государственного социального обеспечения с целью более справедливого доступа к ней всех граждан и освобождение предприятий от «социального бремени»; реконструкция системы социального обеспечения в соответствии с требованиями рыночного хозяйства. [8; 102-103]

Реформа образования началась в 1982 году, когда была утверждена новая программа воспитания подрастающего поколения. Предполагалось, что ее основными принципами станут «5 любить»: «любить страну», «любить народ», «любить труд», «любить науку», «любить социализм». [5; 156] За время проведения реформы китайское образование достигло грандиозных успехов, став крупнейшим в масштабах всего мира. В 1999 году процент грамотных жителей Китая превысил 80%; 99,1% детей поступило в начальные школы. [3; 33-34] В КНР возникла своя автономная сеть CERNET, огромное количество ВУЗов и СУЗов.

Преобразования политической системы КНР происходили наиболее медленно по сравнению с экономическими и социальными. Еще в 1980 году Дэн Сяопин выдвинул задачу реформы политической системы, которая должна была укрепить роль права и закона. В это же время было подсчитано, что выполняется только 1/5 законов страны. Для исправления ситуации, а также из-за народного возмущения уровнем коррупции и засильем чиновничества, XIII съезд КПК в октябре 1987 г. наметил обширную программу проведения реформы политической системы КНР, направленную, главным образом, на борьбу с распоясавшейся бюрократией. Впрочем, размах реформ был значительно уменьшен III пленумом ЦК КПК 13-ого созыва (сентябрь 1988 г.). [1; 21] Незаконченность реформы вызывала социальное напряжение, все громче раздавались голоса тех, кто ратовал не только за демократизацию, но и за пересмотр роли КПК. [4; 10-14]

Событием, повлекшим за собой череду общественных волнений, была смерть Ху Яобана 16 апреля 1989 г. Это событие послужило толчком массовой студенческой демонстрации в апреле-мае 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь. Власти, пойдя на некоторые уступки, жестоко подавили манифестацию.

События на площади Тяньаньмэнь подвигли власти на продолжение политических реформ. Был взят курс на демократизацию и омоложение властных структур при сохранении монополии КПК на власть. [6; 219]

В области внешней политики КНР при Д. Сяопине проводила политику балансирования между «сверхдержавами». Были сделаны значительные шаги к воссоединению Китая. Улучшились отношения Китая и со странами третьего мира. [2; 1-2]

Успех социальной и частичный успех политической реформ обеспечили уменьшение социальной напряженности, повышение уровня жизни, частичную демократизацию строя и в целом обеспечили успех экономических реформ. Изменения в китайском обществе в ходе реформ не были однозначными. С одной стороны, благосостояние народа увеличилось; с другой – усилилась социальная дифференциация. Говоря о политических реформах, можно сделать вывод о том, что они, несмотря на их частичный успех, за отчетный период не привели к построению демократии в КНР. Но именно в этом и состоит их специфика. Несмотря на огромное влияние, которое оказала реформа соцобеспечения, Китай все еще не освободился от целого ряда сложных социальных проблем, доставшихся в наследство от дореформенных времен. Более того, само проведение реформ по выбранному сценарию дало немало негативных последствий в виде растущей имущественной дифференциации, осложнения проблемы занятости, внедрения в сознание людей потребительских стереотипов, высокого уровня коррупции. В целом же результаты реформ свидетельствуют об успешности их проведения.

Дубонос Игорь

Минск

2010

Список источников

1. Бажанов Е. Суть перемен // Новое время. – 1990. – № 16. – С. 20-22.

2. Бажанов Е. Новое мышление с китайской спецификой // Новое время. – 1989. – № 23. – С. 1 – 4.

3. Боревская Н. Совершенствование образования – ключ к подъему экономики // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 1. – С. 32-36.

4. Делюсин Л. Трудный путь к социализму // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 10. – С. 8-14.

5. Китайская Народная Республика. Справочник. – М., 1989. – 425 С.

6. КНР: краткий исторический очерк. – М., 1980. – 276 с.

7. Кондрашова Л. Жизнь улучшается, хотя и медленно // Азия и Африка сегодня. – 1999. – № 10. – С. 15-21.

8. Разов С. 40 лет КНР: некоторые итоги, проблемы, перспективы // Коммунист. – 1989. – № 14. – С. 99-109.

Добавить комментарий